Алла Борисовна Гнедь. Персональный сайт воспитателя.

Позновательное развитие детей раннего возраста.

 

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль.

В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

· формирование познавательных действий, становление сознания;

· развитие воображения и творческой активности;

· формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В группах раннего возраста особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 1-3 лет задачи познавательного развития будут следующими:

· создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;

· поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;

· развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;

· учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;

· развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;

· развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;

· формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

Актуальность изучения проблем познавательного развития и воспитания детей раннего возраста обусловлена изменением ориентиров государственной политики и социально-экономической обстановки в стране на демографическое развитие и повышение воспитательных потенциалов общества и семьи. Анализ демографической, социальной и образовательной ситуации показывает, что на данный момент мы находимся не просто на очередном этапе модернизации системы образования, а на этапе ее развития.

Об этом свидетельствует выход в свет Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.13 г, который вступил в силу с 1 января 2014 года (далее Стандарт). Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В данной работе мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. Это связано с тем, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей первых трёх лет жизни.

По отношению к системе дошкольного образования это означает не только увеличение контингента детей раннего возраста, расширение сети дошкольных учреждений и создания новых организационных форм работы с детьми, но и сближение семейного и общественного воспитания, подготовку кадрового обеспечения групп раннего возраста на основе соединение лучших традиций классической и народной педагогики раннего детства с современными технологиями и разработками в данной области.

В соответствии с Стандартом, познавательное развитие –это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.(статья 2.6. Стандарта)

В раннем возрасте (1-3 года) образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общении с взрослым и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживании и действии с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной активности.(статья 2.7. Стандарта).

Ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период раннего возраста.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Сенсорное воспитание очень актуально и для детей первой младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей считаю, что этот период благоприятен для решения этой задачи. Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей раннего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

 
19 июля 2022 в 05:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.